Интересная все-таки штука метрические книги. Пока читала деревенские, все было просто. Я постепенно начала разбираться в святцах. Если пошли Евдокии, значит, февраль, если Веры-Надежды, то август-сентябрь. 9 месяцев после постов - рождаемость резко падает (и вся деревня в курсе, кто в пост согрешил ).
Сейчас добралась до питерских метрических книг. Поскольку характер моих поисков таков, что приходится просматривать все подряд метрические книги за опеределенные годы, надеясь, что где-то повезет, то и интересного материала предостаточно.
Во-первых, почерки. От таких каракуль, что в жизни не прочитать, до каллиграфических, с завитушками, которые тоже сильно осложняют чтение.
Во-вторых, количество незаконнорожденных. Чуть ли не каждый третий ребенок. В матерях, в основном, крестьянки и мещанки, но попалась и одна дочь дворянина. Много вдов.
В-третьих, у имен, которые могут вызывать сомнения, типа Александр, Павел, Евгений, обязательно есть приписка "сын" или "дочь".
В-четвертых, интересные заметки и приписки.
"А не он ли умер в 1886 году?" - значится задумчивый вопрос под записью о рождении ребенка в 1885.
"Присвоена личная фамилия Давыдов" - вписано меленьким почерком над именем-отчеством отца, и вшита бумага с подтверждением этой фамилии и ссылкой на указ императора.
"Признать записанного под номером 35 законным сыном губернского секретаря..." - под записью о незаконнорожденном ребенке.
"Признать Валериана сыном классного художника 2 степени..." - бумага, подшитая к записям.
"Родившаяся вне брака в 1863 году Петронелла" - в записи о родителях...
Если в деревенских метрических книгах - сухие факты, то в питерских - раздолье для фантазии. А фантазия у меня богатая. И вот я уже отвлекаюсь от своих поисков и начинаю думать о том, как повезло этой вот Марии, которая в 1893 и 1896 годах родила двух сыновей, а потом удачно вышла замуж за купца второй гильдии, который обоих ее сыновей усыновил. Хотя, может, он и реально их отец, а не женился на ней, потому что был женат. А потом жена умерла, не выдержав его гуляний.
И какая судьба у этой Петронеллы, которая сама была незаконорожденной и родила без мужа. И зачем так подробно писать, что она сама незаконнорожденная? Обязательно вот нужно уточнить! Хотя, для потомков, конечно, проще - нашел и знаешь, что дальше искать бесполезно. И не сидишь до трех утра, просматривая наугад и на удачу все метрические книги подряд, надеясь найти хоть какое-то упоминание о предках.
А вот в матерях дочь умершего коллежского советника. И в крестных у ребенка сын коллежского советника и еще одна дочь коллежского советника. Целая каста какая-то. Наверное, их отцы работали вместе и дети с малых лет дружили. И когда с этой вот дочерью уже умершего коллежского советника приключилось приключение, и она родила незаконнорожденного ребенка, друзья ее не бросили, а наоборот, пошли в крестные...
А вот вдруг неожиданная запись об Анне, 56 лет, которая "через святое миропомазание присоединена к Православной церкви". Жена действительного статского советника. Что заставило ее, лютеранку, в 56 лет перейти в православие? Ведь жила же с мужем все это время и не переходила? Может быть, с ней случилось какое-то чудо? Или, наоборот, она тяжело заболела и решила, что смена вероисповедания поможет ей выздороветь?..
А сразу за Анной - Александра 22-х лет от роду. Перешла из англиканской церкви в православную. Была Алиса Ричардовна, а стала Александра Николаевна. И в крестных у нее не кто-то, а целый генерал-адъютант, действительный тайный советник, граф (это все один человек). И сама она вдова подполковника Преображенского полка. В 22 года и вдова. Почему вдруг решила сменить вероисповедание? Так сильно подействовала на нее смерть мужа? Наверное, это очень романтическая история. Они познакомились где-нибудь, скажем, на водах, в том же Карлсбаде. Он красивый, статный полковник, она - молоденькая англичанка... А может, она приехала работать гувернанткой к его сестре. Любовь с первого взгляда, протесты родителей, но он все-таки женится на ней, а потом погибает...
А следом (богатый, однако, выдался март в 1885 году!) - София восемнадцати лет от роду, бывшая Сара Моисеевна Рейхзелигман. Через крещение и миропомазание перешла в православие. И в крестных у нее князь Долгорукий и княгиня Голицына. Как, почему? Откуда такие крестные у кавежской мещанки еврейского происхождения? Она должна была стать чьей-то невестой?...
И так лист за листом, имя за именем. Хоть садись и роман пиши. Но я усилием воли возвращаю себя к своим поискам. До следующей интересной приписки...