По дороге с концерта домой я сегодня проезжала мимо Ладронки - традиционно одного из главных центров празднования Чародейниц. На улицах полно молодежи - от шестнадцати и до двадцати-двадцати двух.
И я вдруг задумалась, а чем я занималась в их возрасте, вот так, в конце апреля?
В шестнадцать я усиленно готовилась к сдаче экстерната, потому что впереди маячила очередная смена школы, а меня это не устраивало. И я решила, что проще экстернат, чем в очередной раз идти в новый класс, да еще и перед окончанием школы.
В семнадцать я усиленно готовилась к поступлению. Я была отчаянная - в отличие от других как-то не озаботилась запасным вариантом, нужно было кровь из носу сдать экзамены в ВШЭ.
С восемнадцати начались сессии. Летние сессии в ВШЭ. Зачеты, экзамены, семинарки, бакалаврские экзамены, госы, защиты.
В возрасте 22 лет я выпустилась из магистратуры. Еще спасибо, что на втором курсе я завалила налоговое право, а то ведь мечтала о красном дипломе. Не завалила бы - с ума, наверное, сошла бы, пока доучилась.
Если бы мне тогда кто-то сказал, что в 28 лет я не буду работать в каком-нибудь крупном банке или, на худой конец, в какой-нибудь крупной фирме, а буду переводчиком-консультантом-свадебным организатором-шалтай-болтаем и пять лет в магистратуре мне пригодятся только хорошим знанием бухучета, я бы, конечно, смогла использовать то время с большей пользой для себя. Я бы однозначно больше путешествовала. И обязательно больше ходила на концерты. Я бы обязательно сходила на тот концерт Любэ, который пропустила из-за зачета по праву на первом курсе. До сих пор жалею почему-то именно об этом концерте. Я бы вообще много чего сделала по-другому. Например, вместо магистратуры попробовала бы прорваться на юрфак в Карлов. И не было бы этого ощущения пропущенных пяти лет. Самых, на самом-то деле, лучших пяти лет жизни: с восемнадцати до двадцати двух.
Я, конечно, вряд ли бы оказалась вот так первомайской ночью на Ладронке - тут не учеба, тут исключительно инстинкт самосохранения, боязнь толпы и пьяных. Но в остальном...
Если у меня когда-нибудь будут дети, я хочу научить их именно этому: брать от жизни все - в хорошем смысле, конечно. Не зацикливаться на одном, потому что самые амбициозные цели могут однажды оказаться запертыми на замок дверями. Не потому, что ты глупый или не достоин, а потому, что так сложились обстоятельства. Я очень поздно осознала, сколько дверей для меня будет закрыто по тем или иным причинам и довольно много времени потратила на то, чтобы принять этот факт, смириться и искать другие пути. Этому я тоже постараюсь научить своих детей: закрытые двери - это не тупик, это, на самом деле, новые возможности. Другие, не те, которых хотелось изначально, но не обязательно хуже. А возможно, даже лучше.
Главное не зацикливаться на проигрышах, не переживать снова и снова свои неудачи. Искать другие пути и находить нового себя.
Все это так банально, на самом деле. Но так жаль, когда понимаешь все это и понимаешь, сколько времени потеряно зря...